Фильм «Огонь» (2020): как впервые в кино продвигали Трезвость
24 декабря 2020 года вышел в прокат фильм «Огонь», без спойлеров расскажу, как в нем продвигали трезвость. За много лет анализа фильмов на различную пропаганду, до вчерашнего дня я не видел ни одной картины с продвижением трезвости. По статистике 95% фильмов продвигают алкоголь и табак, а оставшиеся 5% просто ничего о них не говорят, но пропаганды трезвости не было никогда.
В кино случайностей почти не бывает, каждая фраза персонажей выверена и нужна для чего-то, в основном для раскрытия сюжета или характера персонажа, а также для пропаганды или скрытой рекламы.
В фильме «Огонь» явно был заказ на продвижение трезвости. Обычно в фильмах слово «трезвенник» не звучит в принципе, но все-таки очень редко бывает, и только если надо высмеять трезвенников. Как правило, контекст фраз о трезвости в кино следующий: «На халяву пьют даже трезвенники и язвенники» (Бриллиантовая рука). Любое упоминание явления его пиарит, поэтому слово «трезвенник» киношники стараются не упоминать вообще. По их мнению, зритель не должен даже знать о возможности выбора между трезвостью и алкоголем. Они предлагают ему выбор между «алкоголизмом» или так называемым «культурным питием».
Фильм «Огонь» продвигает лозунг «Русский значит трезвый», озвученный в произведении два раза. В обоих случаях контекст позитивный и грамотно сделан с точки зрения продвижения.
Кроме лозунга «Русский значит трезвый» особенность в том, что никто не курит. Это редкое сочетание, когда в кино есть алкоголь, но нет сигарет. Да, в фильме присутствует алкоголь, но интересным и необычным образом. Показана алкогольная свадьба, но без приемов пропаганды, которыми завалены типичные фильмы – нет постоянной демонстрации бутылок на ближнем и дальнем плане, никто не заливает в себя алкоголь (за одним исключением). Даже показывая тостующих, нам не показали, как они заливают в себя яд.
Одно опрокидывание стопки все же было. Его показали на контрасте между неприятным и хилым персонажем водителем и здоровым трезвенником. Водитель после стопки не смог удержаться, напился и подставил своих соседей по деревне, так как не смог отвезти беременную в больницу, что за него сделал трезвенник.
Звучит фраза «мужиков нормальных не осталось», когда выяснилось, что никто не трезв и за руль сесть не может. Это тоже прямое продвижение трезвости, так как всех «культурно» пьющих назвали ненормальными.
Пьяным показали только одного персонажа водителя. Даже показ пьяных – это тоже пропаганда алкоголя, так как обычно их показывают в состоянии эйфории, но в данном случае персонаж отталкивал, а не заинтересовывал зрителя в алкогольном «антидепрессанте». Остальные персонажи со свадьбы в деревне по сюжету не могли сесть за руль, так как выпили, но пьяными не показаны, ибо не было задачи продвигать алкоголь.
Кстати, в картине даже Путина прорекламировали (кто заметил эту «пасхалку» молодец). С Путиным в отечественном кинематографе тоже все очень интересно – он, как трезвость в кино, о нем говорят либо плохо, либо ничего. Занятно, что фильмы, где вбрасывают против Путина, сняты на бюджетные деньги через финансирование Фондом Кино или Министерством культуры, например, «Страна хороших деточек» (2013).
Не случайна сцена, в которой показывают портрет Путина. В этот момент продвигается идея чиновникам работать на благо народа. Кстати, одновременное наличие пиара Путина и продвижения трезвости (впервые на экране!) наводит на интересные мысли о политике Путина.
Фильм оказался достаточно интересным, много позитивных смыслов. Несмотря на низкое качество видео «экранки» в интернете, по которой я смотрел, картина все равно смотрится, и даже несколько раз выбила слезу. Сейчас «Огонь» все еще в прокате, можете сходить посмотреть и поддержать рублем действительно патриотический фильм.
Владимир Шека.